Схемы вышивки крестом на любой вкус!

Схемы вышивки крестом - Советы

Значение цвета в вышивке крестом

В вышивке крестом огромное значение имеет цветовое решение. Поэтому при выборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, а также влияние их друг на друга.

Для этого познакомимся с цветовой гармонией, т.е. основными свойствами взаимодействия цветов и согласованностью в сочетании их между собой.

За основу гармоничного подбора цветов возьмем цветовой круг, называемый иначе – спектром. Спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине-фиолетовым и красным будет пурпурный.

Визуально цветовой круг разделяется по диаметру пополам, где в одну половину входят тёплые цвета, а в другую – холодные.

Любой цвет характеризуется цветовым тономяркостью и насыщенностью.

Цветовой тон – это цветность (красный, синий, жёлтый и т.д.), по нему отличают один цвет от другого.

Яркость – степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.

Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.

Все цвета классифицируются на хроматические и ахроматические. Хроматические– все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный – бесцветные, неокрашенные цвета, они же – нейтральные. Ахроматические цвета не имеют насыщенности, цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет – белый. Чёрный цвет яркости не имеет.

Цвета, находящиеся на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середину красного цвета, то он пересечёт голубо-зелёный цвет, который в цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д. При смешивании дополнительных цветов в равных количествах, они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, лучше не брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для отделки).

Любые рядом стоящие цвета влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее.

Достичь гармоничного сочетания цветов можно из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, к примеру, сочетание жёлтого с жёлто-зелёным. Сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков) сморятся по-своему красиво и оригинально. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.

Прекрасно сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом. При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. В любом случае на сочетание цветов оказывает большое влияние преобладание того или иного цвета.

Немаловажным при выборе цвета является его свойство зрительно видоизменять форму и величину предмета. Так, если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его.

Это свойство цветов можно использовать для выделения определённой части вышивки крестом, сглаживания резкости очертаний. Работы, которые смотрятся на большом расстоянии, лучше вышивать нитками насыщенных контрастных цветов.

Цветовое сочетание зависят от назначения вышивки крестом, расположения рисунка, его величины, техники выполнения. В основном, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а рисунку – главное. Следовательно, фон не должен выделяться, быть ярче основного изображения.